Придорожные кенотафы в России

Статья проверена экспертом

Горостелев Алексей

Похоронный агент

01.05.20

Все российские автолюбители – да и просто люди, которые путешествуют по автодорогам за пределами городов – видели венки и памятные таблички, установленные вдоль дорог. Эти памятники жертвам несчастных случаев на дороге называются придорожными кенотафами. Вообще кенотаф – это любой мемориал, под которым нет могилы. В последние несколько лет российские власти начали бороться с этим явлением и в настоящее время выдвигают разного рода запретительные законопроекты. Но кому именно и почему мешают придорожные кенотафы?

Нужна помощь? Позвоните нам, чтобы получить бесплатную консультацию
Придорожные кенотафы в России

Что такое придорожный кенотаф

Итак, придорожный кенотаф – это памятник без захоронения, который сооружается на обочине дороги. Обычно такие сооружение создаются семьёй человека, который где-то на этом участке дороги умер в результате ДТП. Сразу следует оговориться: вопреки имеющимся на этот счёт домыслам, никаких реальных могил под кенотафами нет. Во-первых, это было бы незаконно, во-вторых, осуществить подобное действие было бы крайне сложно – в том числе из-за его незаконности.

Придорожный кенотаф может иметь форму таблички ФИО и датами жизни либо быть просто цветочным венком, висящим на дереве. Но точно также встречаются и кенотафы в виде настоящих каменных надгробий, обелисков и стел, а также в виду самодельных конструкций, которые в итоге напоминают языческие святилища: из дерева, шин, металлических обломков, икон, венков, где мусор перемешивается с религиозной атрибутикой. По оценкам российских антропологов, самыми необычными элементами таких придорожных кенотафов-капищ становятся музыкальные CD- и DVD-диски. Разумеется, венки, таблички и кресты на дорожных обочинах встречаются во многих странах, а особенно в Восточной Европе, например в Польше, Украине, Румынии и т.д., но Россия в этом плане бьёт своего рода рекорды по гротескности их внешнего вида.

Из нынешнего 2020-го года уже тяжело становится отследить тот исторический момент, когда зародился обычай возводить придорожные памятники умершим автомобилистам и пешеходам, но мы с уверенностью можем утверждать, что уже в 1960-х годах в Советском Союзе он существовал: примеры можно видеть в советском кино тех лет. Таким образом, раз зритель в те годы понимал, что эти кенотафы значат, то практику уже была довольно распространённой. Тем не менее, своего нынешнего размаха данная практика достигла уже в перестроечные и постперестроечные годы. Согласно имеющимся научным исследованиям, большая часть ныне существующих придорожных памятников датируется 2000-ми годами.

Почему кенотафы ставят вдоль дорог

Как могут помнить наши сограждане, в девяностых и нулевых годах в странах бывшего СССР произошёл небывалый подъём религиозной жизни, который выразился, в том числе, в развитии большого числа сект и «народных» обрядов в рамках исторических религий, изобретаемых на основе тех или иных давно существующих религиозных канонов, но реального отношения к ним не имеющих. Антропологи и этнографы отмечают, что на дорогах России можно найти и кенотафы в виде крестов, и кенотафы в виде полумесяцев – при том, что эти придорожные капища не диктуются ни традициями православия, ни традициями ислама. Более того, священнослужители всех основных религий открыто отрекаются от любой связи между их вероучениями и подобными практиками, а веру в том, что душа покойного может возвращаться к месту смерти, связывают с голливудскими киноклише на тему привидений.

Таким образом, ни одна официально существующая религия в России не велит своим последователям устанавливать памятники вдоль дорог. Но тогда почему вдоль дорог они возникают, а в парках или на детских площадках – нет? Очевидный ответ здесь является правильным: потому что обочина дороги многими воспринимается как «ничейная» земля, никому не принадлежащая и ни для чего полезного не предназначенная. И практика как будто даже подтверждает эту интуицию: ведь неспроста же венки и таблички могут по десять лет висеть на деревьях, никем не тронутые? Что ещё хуже, некоторые ритуальные агентства даже в открытую предлагают такое торговое предложение, как «возведение придорожного мемориала». Казалось бы, если явление имеет такой размах, что в нашей стране оно уже образует целое отдельное коммерческое направление, и раз активная борьба с придорожными кенотафами со стороны властей началась только недавно, не значит ли это, что раньше их установка была абсолютно легальна?

Ситуация с правовой точки зрения и впрямь непростая. Если попытаться описать её в двух словах, то дело обстоит следующим образом: постройка придорожных мемориалов попросту не была урегулирована законом РФ – и на данный момент всё остаётся в таком же подвешенном состоянии. И вроде бы это означает, что сам факт возведения кенотафа как будто и не является наказуемым деянием, однако не стоит торопиться с выводами. Дело в том, что созданный вами кенотаф юридически существовать не будет, а значит любой человек имеет право его повредить, уничтожить, или даже разобрать и унести с собой – правовой статус поставленного вами у дороги гранитного обелиска такой же, как у выброшенной из окна пустой банки из-под пива. Собственно, большая часть кенотафов уничтожается в процессе дорожных работ: коммунальщики сносят их, потому что они мешают.

В чем вред кенотафов

Итак, какие же есть доводы за активное уничтожение и недопущение создания новых придорожных кенотафов? Во-первых, кенотафы – особенно яркие и большие – отвлекают внимание водителей. Существует миф, якобы вид памятников на обочине способствует более аккуратной езде, однако исследования данную идею никак не подтверждают: водители, комментируя ситуацию, чаще всего заявляли, что кенотафы просто почём зря мозолят глаза. И действительно: придорожные мемориалы всё-таки напоминают о смерти, и тут в пору подумать, сколь многим людям хочется постоянно видеть эти напоминания через каждые 300-500 метров дороги – в конце концов, езда по российским дорогам и без того большой источник стресса.

Наконец, последнее соображение является наименее очевидным, но наиболее важным. Дело в том, что многие кенотафы установлены неподалеку от деревень и дачных посёлков, мнение жителей которых, разумеется, никто и никогда не спрашивает, когда устанавливает кенотафы. Это влечёт за собой множество проблем. Во-первых, в нашей стране принято чётко отграничивать места захоронений от прочих публичных пространств, потому что далеко не каждый хочет ежедневно смотреть на кладбище или ходить по кладбищу. Установка придорожных кенотафов же, фактически, создает кладбище прямо под окнами местных жителей. Во-вторых, в России, увы, существует обычай сигналить, проезжая мимо кенотафов – а это создает лишний источник шума для местных жителей. Наконец, в-третьих, в РФ сформировалась традиция регулярных паломничеств к придорожным кенотафам друзей и родных, что для местных жителей означает регулярные поминальные «сходки» в непосредственной близости. Таковы соображения, которые на данный момент подталкивают законодателя к борьбе с практикой возведения придорожных памятников.

Телефон горячей линии: 8 (495) 009-03-76
Заказать консультацию 8 (800) 600-64-74