Похороны легионеров в Древнем Риме

Древний Рим был одной из тех стран, которые вообще изобрели такое понятие, как профессиональный военный. До этого, а у многих народов еще и много веков после, воины были ополченцами, собиравшимися из разных сословий только на время войны. Римские солдаты имели полную занятость (в мирное время они строили военную и гражданскую инфраструктуру), а вместе с ней – стабильное жалование и выходное пособие по истечении срока службы. Как и у любой профессиональной группы с высоким влиянием в обществе и относительно высокими доходами, у римских военных складывались свои профессиональные традиции – в том числе и похоронные.

Похороны легионеров в Древнем Риме

Похороны в Древнем Риме

Для начала стоит разобраться, что было нормой для римских похорон как таковых. Важно понимать, что в Древнем Риме был силен культ предков, однако вместе с тем мертвое тело считалось нечистым и опасным – два этих соображения вместе взятые и сформировали древнеримские похоронные обычаи. С одной стороны, похороны могли сопровождаться пышными процессиями – с другой стороны, тела при этом уносили на кладбища, которые располагались как можно дальше от жилых кварталов. Похороны сопровождались панегириками и прочими похоронными речами, а также особой музыкой – более того, существовали отдельные профессиональные гильдии траурных музыкантов. Также во время похорон приносились жертвы римским хтоническим божествам: жертвенное мясо съедали гости, некоторые другие жертвенные предметы сжигались на алтаре, в рот умершему клалась монетка – плата Харону за перевез мертвого через реку Стикс. На девятый день после смерти устраивались так называемые новемдиалии – обряд поминовения усопшего. Большую часть истории Западной Римской Империи мертвых сжигали, однако в определенные периоды погребение под землю становилось доминирующей практикой.

Погребение солдат

Как нетрудно догадаться, у носителей профессии, которая постоянно ставит их жизнь под угрозу, должны были сложиться какие-то свои, уникальные верования и обряды относительно смерти. В Древнем Риме было представление об особом качестве – pietas. Оно выражало желание солдат почтить память павших товарищей вопреки тяжким условиям военного времени и вопреки тому, что на отдание должных почестей могло не быть ни времени, ни сил. Солдаты, павшие на чужой земле во время военной кампании, зачастую подвергались массовой кремации или, если времени было совсем мало, погребались в общей могиле. В некоторых случаях, когда это было возможно, солдат кремировали индивидуально, помещали их прах в урны и транспортировали эти урны на кладбища. Когда армия под командованием Публия Квинтилия Вара потерпела сокрушительное поражение в Тевтобургском лесу в 9 году н.э., памяти павших легионеров не воздавали почестей до тех пор, пока консул Германик не обнаружил поле боя несколько лет спустя и не похоронил тела павших в общем кургане.

В постоянно содержащихся гарнизонах на территории империи солдаты откладывали часть каждой своей зарплаты в общий «похоронный фонд», из которого потом оплачивались похороны, поминовение и траурная трапеза в честь павшего товарища. При этом ветераны, отслужившие свой срок, вносили дополнительную плату при уходе в отставку, таким образом получая право на солдатские похороны в будущем – вопреки тому, что, чисто технически, на момент смерти они уже не будут военными. Интересно, что первые солдатские похоронные общества (собиратели похоронных фондов и организаторы похорон) появились только при Августе (т.е. уже в начале нашей эры), в то время как гражданские похоронные общества существовали задолго до этого. Над телами солдат, умерших от болезни или в результате несчастного случая, проводили обряды как при похоронах обычных гражданских.

Солдатские надгробия

Погребая урну с прахом или тело целиком, римские солдаты устанавливали своим товарищам надгробия. Если тело было невозможно обнаружить, устанавливали кенотаф – надгробие, без захоронения под ним. На надгробиях помещали порой весьма детальные данные об усопшем – много веков позже эти надгробия станут важными историческими документами, которые позволят ученым узнать больше об армейской и общественной структуре Древнего Рима. Так, на надгробиях могли написать любую комбинацию данных из нижеперечисленных: имя солдата, место рождения, звание, подразделение, возраст, стаж службы, имена наследников и пр.

Более богатые монументы могли включать скульптурный портрет усопшего: иногда в военной одежде, чтобы подчеркнуть его высокое служебное положение, иногда в гражданской, чтобы подчеркнуть социальный статус. Более того, надгробная скульптура могла изображать усопшего стоящим в полный рост и держащим в руках скульптурные портреты предков, усопших еще ранее. Надгробные памятники всадников нередко изображали усопшего верхом, причем так, чтобы при этом его конь топтал поверженного врага (что было способом символически описать торжество жизни над смертью вообще). Военные погребальные монументы, например, в Римской Африке со временем становились все более пышными: в I веке нашей эры это были преимущественно стелы, во II веке – алтари, в III – большие насыпи, а центурионы порой позволяли себе целые мавзолеи. Если командир умирал в бою, солдаты устраивали марш вокруг погребального костра или кенотафа. Военные захоронения постепенно группировались в военные кладбища вдоль дорог, что вели из военного лагеря.

Примечательно, что первые надгробия на Британских островах появились именно в римскую эпоху и именно благодаря солдатам. Как правило, надгробиями украшались могилы жен и детей легионеров: официально им запрещалось вступать в брак во время службы, так что если смерть разлучала их с любимыми до ухода в отставку, они возводили памятники, объединявшие их в посмертии.

Поминовение

Отдельно упоминания заслуживают особые римские обряды поминовения военных. Для римлян поминовение было в принципе очень важным: они верили, что человек бессмертен до тех пор, пока жива память о нем. Солдаты, находящиеся в гарнизоне, а тем более в походе, очевидно, не могли проводят поминальные обряды обычным образом. Оставить о себе память в виде собственности и многих иных вещей, доступных гражданским, они тоже не могли. Поскольку лишь немногие могли позволить себе вышеописанные полноценные надгробия, римские легионеры придумали сохранять память о себе через начертания на оружии, броне и прочем военном снаряжении. Вписывая своё имя и место происхождения, например, на внутреннюю поверхность шлема или на рукоять меча, легионер таким образом пытался гарантировать себе поминовение: если он падет в бою, то его оружие и броня достанутся другому солдату, который прочтет надписи на них и сможет помянуть павшего товарища. Сложившиеся в римской армии традиции связывали солдат псевдо-семейными узами товарищества, которые обязывали их не только помогать друг другу по ходу службы, но и поминать друг друга после смерти, гарантируя павшим товарищам счастливое существование в загробном мире. Каждый легионер сообщал своим товарищам, как именно он хотел бы, чтобы его поминали после смерти, и они обязывались исполнять его пожелание.

19 Сентября 2019
8 (800) 600-64-74