Как опознают жертв авиакатастроф

Статья проверена экспертом

Горостелев Алексей

Похоронный агент

22.03.21

Сегодня невозможно представить себе жизнь без перелетов на самолете. Ежегодно миллиарды людей поднимаются в воздух на крыльях авиалайнеров, и с каждым годом их число стабильно растет. Хотя немало людей страдают аэрофобией или страхом полетов, преимущества авиации неоспоримы: это быстрый, удобный и, как ни парадоксально, один из самых безопасных видов транспорта. Согласно мировой статистике, шанс попасть в авиакатастрофу составляет менее 0.0008%, а шанс ее пережить – более 90%. Тем не менее вероятность потерпеть крушения во время перелета не нулевая – и чревато это нередко последствиями куда серьезнее, чем дорожное происшествие.

Нужна помощь? Позвоните нам, чтобы получить бесплатную консультацию

При ликвидации последствий авиакатастрофы отдельной проблемой являются поиск и идентификация жертв. Хотя большинство аварий происходит при взлете и посадке, т.е. рядом с землей, самолет может рухнуть и вдали от цивилизации – в таком случае может потребоваться координированные усилия сотен специалистов, чтобы только обнаружить обломки судна, не говоря уже о спасении пострадавших. Пересеченный рельеф, погодные условия, огромная площадь территорий поиска – все это делает расследование авиакатастроф трудоемким, изнуряющим и опасным процессом.

Как опознают жертв авиакатастроф

Авиационная катастрофа: правила и порядок действий

Каждая катастрофа уникальна, и спасатели часто вынуждены приспосабливаться к уникальным обстоятельствам и трудностям. Тем не менее в мировой практике сложились определенные стандарты поисково-спасательных работ, которыми принято руководствоваться во время спасательных операций. Рассмотрим его ниже.

Получение и сбор информации

Подготовкой и проведением аварийно-спасательных работ (АСР) совместно занимаются Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и органы МЧС. Организация АСР начинается с получения сигнала бедствия или сообщения о крушении воздушного судна от очевидцев. Другой причиной для начала подготовки АСР является потеря радиосвязи с самолетом на 5 минут и более, а также незапланированная задержка самолета длительностью от 10 минут и более.

Когда руководство Росавиации получает сообщение о потери связи, пропаже или крушении авиасудна, они первым делом приступают к тщательному изучению всей доступной информации о рейсе: модель и состояние самолета, время вылета, точный маршрут, последний раз, когда экипаж вышел на связь и т.д. Эту информация затем передается в органы МЧС, которые назначают комиссию АСР, ответственную за разработку плана дальнейших действий.

Поисково-спасательные работы

Первым делом спасатели должны определить границы территории, где должно было потерпеть бедствие судно. В дело идут все доступные экстренным службам источники информации: последние полученные от бортовых устройств навигации данные, снимки со спутников, сообщения свидетелей крушения. Определившись с областью поисков, комиссия разбивает ее на несколько секторов и отправляет на место поисковые бригады. Главную роль в поиске играют вертолеты – с высоты полета можно легко обнаружить обломки корабля и спланировать оптимальный маршрут от ближайшего поселения до места крушения.

После обнаружения авиалайнера, на место отправляются поисково-спасательные бригады. В первую очередь они берутся за поиск и эвакуацию выживших, в то время как оставшиеся спасатели приступают к ликвидации последствий аварии – пожар, возникший из-за воспламенения топлива, может быстро перекинуться на окружающую местность и тогда остановить его будет намного сложнее.

Осмотр места авиакатастрофы

После того, как спасатели оказали первую помощь пострадавшим и эвакуировали их с места происшествия, эксперты оцепляют территорию и приступают к тщательному осмотру корабля. Им необходимо обнаружить и документально зафиксировать все обломки самолета и любые другие предметы, оставшиеся после катастрофы.

Опознание тел погибших в авиакатастрофах

Сбор останков погибших и их опознание – без сомнения самая тяжелая часть спасательных работ как в физическом, так и моральном планах. Спасателям необходимо найти и собрать раскиданные по району крушения авиасудна тела и их части. Не говоря об усилиях, которые требуются для такого предприятия, работа, работа с изуродованными огнем и падением трупами может пошатнуть даже стальные нервы бывалого эксперта. По мере обнаружения материал отправляют на анализ судмедэкспертам.

Визуальный осмотр

Чаще всего опознать умерших помогают те или иные внешние признаки. В первую очередь судмедэксперты приступают к поиску любых шрамов, татуировок, проколов для пирсинга, протезов и других примет. Все обнаруженные детали тщательно документируются и сопоставляются со словесными портретами или фотографиями пассажиров/членов экипажа потерпевшего крушение самолета. В совокупности с одеждой и украшениями эти детали помогут родственникам опознать в умершем близкого человека. Сначала предполагаемой семье погибшего отправляют фотографии и видеозаписи уникальных примет, после чего, если те подтвердят их принадлежность пропавшему, приглашают в морг. Чтобы минимизировать психологическое воздействие от вида поврежденного тела близкого человека, с родными усопшего работают психологи МЧС.

Стоматологическая экспертиза

Когда тело настолько повреждено, что опознать его по визуальным признакам невозможно, судмедэксперты прибегают к более сложным способам идентификации: стоматологической экспертизе, дактилоскопии и генетическому анализу. Человеческая челюсть имеет уникальное строение и служит хорошим отличительным признаком сама по себе. Помочь опознанию могут пломбы, коронки или зубные протезы. Все полученные данные судмедэксперты сравнивают с данными стоматологической медкарты пропавших, которые хранятся в стоматологических клиниках, частных и государственных поликлиниках.

Дактилоскопия

Папиллярный узор отпечатка пальца не меняется на протяжении всей жизни, что делает его исключительно полезным при идентификации человека. Чаще всего дактилоскопия используется в криминологической экспертизе, однако при условии, что руки умершего сохранились достаточно для того, чтобы с них можно было снять отпечатки, ее также применяют при опознании умерших. Тем не менее в отличие от стоматологической экспертизы и ДНК-анализа, провести такую процедуру можно не всегда – сами по себе отпечатки никак не могут помочь экспертам, а чтобы идентифицировать человека их нужно сопоставить с уже снятыми биометрическими данными. А обычные люди к взятию биометрии прибегают не так часто.

ДНК-анализ

Когда все остальные меры не дали результата, судмедэксперты прибегают к анализу ДНК. Молекулярно-генетическая экспертиза – самый надежный способ установить личность умершего. В ходе этой процедур из сохранившихся тканей тела извлекают митохондриальную молекулу, которую пропускают через специальное оцифровывающее оборудование. Полученные данные сравнивают с ДНК ближайших членов семьи погибшего. Хотя для генетической экспертизы можно использовать почти любую часть тела, наиболее точные результаты дают зубы, волосы и ткани внутренних органов.

Телефон горячей линии: 8 (495) 009-03-76
Заказать консультацию 8 (800) 600-64-74