Смерть и похороны адмирала Нахимова

Статья проверена экспертом

Горостелев Алексей

Похоронный агент

18.11.20

Великий русский адмирал, герой Крымской войны, Павел Степанович Нахимов был рожден вдали от моря, в Смоленской области, в семье мелкого дворянина Степана Михайловича Нахимова. Он был седьмым из одиннадцати детей семейства, и скоромное положение его отца – тот был секунд-майором – не позволяло ему рассчитывать на какую-то особенную протекцию в карьере. Однако, будучи отдан в гардемарины, Павел Степанович рано показал значительные умения будущего моряка и флотоводца: уже в 15 лет он впервые участвовал в плаваниях как член экипажа, а в 1822-25 годах в звании мичмана был одним из спутников адмирала Лазарева в его кругосветном путешествии. Получив за кругосветное путешествие орден Святого Владимира IV-й степени, Павел Степанович продолжил службу на русском флоте и вновь громко заявил о себе в годы русско-турецкой войны 1828-29 годов, когда отличился в Наваринском морском сражении. В 1829 году Нахимов получил свой первый боевой корабль – корвет «Наварин», а в 1932 году был назначен командиром знаменитого фрегата «Паллада». Но наибольшую известность Павел Степанович, конечно же, получил как герой Крымской войны, в целом неудачной для России, но славной многими подвигами русских войск, в частности – победоносным Синопским сражением и героической обороной Севастополя, организатором и вдохновителем которой и выступил Нахимов, получивший уже к тому моменту звание адмирала. На бастионах осажденного города он и встретил свою смерть, будучи сражен пулей врага на Малаховом кургане.

Нужна помощь? Позвоните нам, чтобы получить бесплатную консультацию
Смерть и похороны адмирала Нахимова

Гибель                           

То, как погиб адмирал Нахимов, удивило многих современников: к середине XIX-го века военачальники его ранга уже редко показывались на поле боя, предпочитая руководить сражениями из штабов и удаленных ставок. Но Павел Степанович очень не любил верить чужим словам и предпочитал личное наблюдение любому, даже самому подробному, рассказу. По воспоминания современников, его одинаково раздражали и многословные циркуляры из Петербургского Военного ведомства, не знакомого с реалиями Черноморского флота, и подробные донесения подчиненных, правдивость которых он не мог немедленно проверить, а служебную переписку как метод управления Нахимов вовсе не признавал. В результате адмирал очень много перемещался по вверенным ему частям и подразделениям, вникал лично в различные нюансы происходивших дел и часто бывал на передовой. Это, конечно, сильно поднимало боевой дух армии, видевшей, что их командующий не оставляет их в тяжелых условиях, а с другой – временами портило качество управления, поскольку адмирала не могли вовремя найти подчиненные или курьеры. Но самое главное – нахождение в окопах и на бастионах подвергало его смертельной опасности.

Оборона Севастополя 1854-1855 годов была и остается героической страницей в летописи войн России, несмотря на ее итоговую неудачу, и главная заслуга в этом принадлежит именно Павлу Степановичу Нахимову. Именно он принял все судьбоносные решения – и о затоплении кораблей в фарватере бухты, и о подготовке береговой обороны, ради которой снимались орудия с линейных кораблей, и он же возглавил оборону города от высадившихся англо-французских войск. К сожалению, гибель Нахимова стала поворотной точкой в ходе боев и, в конце концов, лишившись своего героического командующего, русская армия оставила Севастополь.

Адмирал пал от пули вражеского снайпера 28 июня 1855 года, когда осматривал оборонительную линию в районе Малахова кургана. Стоя на бруствере и ярко выделяясь из свиты своим адмиральским мундиром, он не мог не привлечь к себе внимание неприятеля, но, несмотря на просьбы подчиненных, не уходил в укрытие, что, в конечном счете, и привело к беде – одна из пуль попала Павлу Степановичу в голову, и, несмотря на немедленную эвакуацию в тыл и оказание первой помощи, он вскоре скончался. Спустя два дня один из руководителей обороны города, статский советник Б.П. Мансуров, с прискорбием сообщил о смерти адмирала великому князю Константину Николаевичу и отметил, что после этой трагической утраты среди защитников Севастополя из знаковых фигур остался только генерал-адъютант Э.И. Тотлебен – прочие герои встретили свою смерть еще раньше.

Интересно, что смерть русского адмирала Павла Степановича Нахимова в чем-то весьма схожа со смертью другого великого адмирала, британского – Горацио Нельсона. Тот, подобно Нахимову, тоже погиб не вместе со своим кораблем, а был сражен метким выстрелом из ружья.

Прощание

Умер Павел Степанович в госпитале, на кровати, и после того, как факт смерти был подтвержден, его тело прямо на этой кровати было перенесено в дом адмирала на Екатерининской улице. С похоронами было решено не ждать – город продолжали осаждать англичане и французы, штурм мог последовать в любой день, а бомбардировки продолжались почти непрерывно. На особо пышную церемонию, достойную памяти павшего героя, в таких условиях рассчитывать не приходилось, зато с адмиралом искренне прощались все те, кто совсем недавно шел под его руководством в бой. По словам свидетелей, гроб с телом Нахимова совсем недолго пробыл в его квартире, однако за это время проститься с умершим изъявили желание огромное число людей. У изголовья умершего стояли рядами подушки с его орденами, были сложены флаги кораблей, которыми он командовал, а тело было укрыто тем флагом, под которым Павел Степанович вел в бой русскую эскадру при Синопском сражении.

Спустя три дня после гибели Нахимова, 1 июля 1855 года, состоялись похороны. Это был 292 день осады, город терпел жестокие лишения, но все равно, множество жителей, солдат и военных чинов собрались у дома адмирала, чтобы затем торжественной процессией последовать к Адмиралтейской церкви, где состоялось отпевание. Несколько пехотных батальонов под музыку военного оркестра прошли траурным маршем, был дан салют из шести орудий, и, как писали некоторые свидетели этого события, даже корабли англо-французской эскадры приспустили флаги, отдавая день уважения своему героическому врагу. После панихиды тело адмирала было выставлено на площади для всеобщего прощания, и толпы людей потянулись к нему с разных концов Севастополя.

Погребение

К сожалению, всего несколько часов могли уделить власти осажденного города на церемонию прощания, и вечером процессия с гробом двинулась от Адмиралтейской площади к Центральному городскому холму. Там, в Соборе Святого Равноапостольного князя Владимира, уже были погребены трое других защитников Севастополя, павших в предшествовавшие годы: Лазарев, Истомин и Корнилов, и там же решено было захоронить тело Нахимова. На площади перед собором и на прилегающих улицах собралась огромная толпа людей, желавших проститься с адмиралом – если бы вражеская эскадра в этот момент обстреляла город, потери были бы неимоверны, однако французы и англичане не стали так поступать, и возобновили обстрел города лишь после завершения похорон. Гроб был погружен в склеп Владимирского собора, и холостой залп одной из батарей Севастополя возвестил о завершении героического пути одного из лучших Российских флотоводцев.

Увековечивание памяти

Еще в Российской Империи, спустя 45 лет после Синопского сражения, в 1898 году на Екатеринсикой площади Севастополя, где некогда жил Павел Степанович, был установлен памятник герою. Он был разрушен в советские годы – конкретно, в 1928 – однако уже в 1959 году был воссоздан. Помимо этого, в честь Нахимова были названы созданные в 1944 году награды для моряков – орденом Нахимова стали награждать отличившихся офицеров и медалью Нахимова рядовой состав. Организованное в тот же год Ленинградское Военно-морское училище тоже получило имя Нахимова, и так же в честь него продолжили называть организуемые позднее училища – в Мурманские, Владивостоке и Севастополе. Еще в честь Павла Степановича названы иные учебные заведения, улицы, площади, и конечно же, военные корабли – например, крейсер проекта 11442 «Адмирал Нахимов».

Что печально, при этом сама могила адмирала дважды подвергалась разграблению. Сперва она пострадала от рук мародеров вскоре после падения Севастополя – они разломали крышку гроба в поисках золотых наград и эполетов. Затем, в годы советской власти, адмиральскую гробницу и вовсе засыпали землей в рамках борьбы с «помощниками царского режима». Лишь в 1992 году произошло перезахоронение останков Павла Степановича Нахимова, и тогда его воссозданная гробница снова обрела вид, достойный памяти героя.

Телефон горячей линии: 8 (495) 009-03-76
Заказать консультацию 8 (800) 600-64-74