Погибшие космонавты: полёты ценою в жизнь

Статья проверена экспертом
Горостелев Алексей
Похоронный агент
31.10.19
12 апреля – именно эта дата с детства закрепилась в нашей памяти как день космонавтики. Этот праздник посвящён дню, когда человек впервые за всю историю покорил космическое пространство. Легендарный полёт Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» открыл новую эру для всего человечества и проложил путь в космос для последующих космонавтов. Примечательно то, что первопроходцем космоса стал гражданин советского союза – Юрий Алексеевич родился в Смоленской области в семье обыкновенных сельских тружеников. Его достижение по сей день остаётся предметом национальной гордости.
Никому ранее не удавалось облететь земной шар вопреки законам гравитации и биологии. То, что казалось недостижимым, стало реальностью. Но не стоит забывать, что День космонавтики – это дань всему человечеству и его героям, уцелевшим и погибшим.

Космические риски
Освоение космоса – это не только великий акт человеческих фантазий и устремлений, но и крайне опасная и трудная работа. Людей всегда привлекало, привлекает и будет привлекать неизведанное и таинственное, но что стоит за всем этим?
Системы доставки и жизнеобеспечения в космосе не дают стопроцентной гарантии безопасности. Несмотря на то, что над этими устройствами кропотливо работают тысячи инженеров и учёных, проработать в них абсолютно каждую мелочь пока что не представляется возможным, а в рамках космоса любая неучтённая деталь может стать причиной гибели.
Вспомним же имена героев, рисковавших своими жизнями во имя науки и изучения новых граней астрономической вселенной.
Отечественные космонавты, погибшие в космосе
Владимир Михайлович Комаров. Дата смерти 24 апреля 1967 года.
Первый в мире командир экипажа космического корабля, в котором числилось три человека. Многоместный космический корабль стал открытием в истории космонавтики. Первый полёт Комарова и его экипажа на корабле «Восход-1» по праву можно считать героическим, поскольку из-за катастрофически ограниченного пространства у космонавтов не было ни скафандров, ни систем катапультирования.
Но во время второго полёта всё вышло из-под контроля: в солнечных батареях обнаружили неисправности, и «Союзу-1» по приказу необходимо было уйти на посадку. Авария произошла уже на заключительных стадиях спуска: основной и запасной парашюты дали сбои, и корабль на немыслимой скорости врезался в землю, что привело к гибели всего экипажа. В честь Комарова и других погибших космонавтов, проявивших героизм в полёте, экипаж корабля «Аполлон-15» установил на Луне скульптуру в виде космонавта и мемориальную табличку, на которой увековечены их имена.
Посмертный полёт «Союза-11»
Главными целями полёта было благополучно провести стыковку со станцией и произвести ряд научных экспериментов. Изначально был подготовлен экипаж в составе из Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина, но внезапно, за несколько дней до полёта, Кубасова отозвали от экспедиции из-за подозрения на болезнь лёгких, что привело к полной замене всего экипажа, и вместо основного состава взяли дублирующий. В него входили Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
7 июня 1971 года космонавты успешно состыковались с орбитальной станцией, но спустя 9 дней экипаж сообщил о возгорании. Тем не менее, командир экипажа принял решение продолжить операцию, отключив несколько приборов. Космонавты провели на орбите 23 дня, занимаясь важными исследованиями, и ничто не предвещало беды, кроме одного: индикатор, отвечающий за крышки люка, не прекращая мигал. Это свидетельствовало о том, что крышки люка закрыты неплотно, но с виду никаких неполадок выявлено не было, и тогда Центром Управления Полётами была допущена версия о неисправностях датчика.
30 июня 1971 г., при возвращении на Землю корабль потерпел разгерметизацию. Автоматическая посадка была выполнена без каких-либо отклонений, однако участников "Союза-11" это не спасло – весь экипаж погиб от декомпрессионной болезни.
Крушение «Челленджера». Национальная трагедия США
«Челленджер» – многоразовый космический корабль НАСА, осуществивший до момента катастрофы девять успешных полётов. Окончательный старт корабля был запланирован на утро 28 января 1986 года. По телевидению в режиме настоящего времени за взлётом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей. На 73-й секунде полёта произошло нечто непредвиденное: левый твердотопливный ускоритель оторвался от одного из двух креплений, провернулся вокруг второго и пробил топливный бак. Корабль отклонился от оси, что незамедлительно привело к взрыву.
В ходе дальнейшего исследования выяснилось, что несколько астронавтов уцелели даже после этого, поскольку кабину, в которой они находились, оторвало от корабля. Но шансов выжить у них не было: выдержать падение с высоты 20-ти километров и немыслимую перегрузку при ударе о поверхность воды было просто невозможно.
Катастрофа шаттла «Колумбия»
Шаттл «Колумбия» – американский космический корабль многоразового использования, до трагического события носил звание первого космического челнока (первый полёт был произведён в 1981-м году.) Первого февраля 2003 года шаттл с 7 астронавтами на борту должен был приземлиться на космодроме на мысе Канаверал во Флориде, но уже на 82 секунде после старта от «Колумбии» оторвался кусок обшивки, с сокрушительной силой ударив в левую часть крыла. Причиной этому стали ошибки в эксплуатации и технологический просчет. Спустя 16 суток после вхождения в плотные слои атмосферы корабль взорвался из-за сильнейшего перегрева. Все члены экипажа погибли. Эта трагедия сыграла ключевую роль в отказе НАСА от осуществления программы по запуску космических челноков.